Рейтинг@Mail.ru
Ледокол «Красин» | OnLocation.ru

Ледокол «Красин»

«Красин» — ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Для всех петербуржцев и гостей города это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.
В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота — «Ермак» и «Святогор» в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
«Святогор» («Красин») — второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого, на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
Ледокол «Красин» был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства.
К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола, построенного на той же верфи в Англии в 1899 году по проекту вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и получившего имя «Ермак», стало уже недостаточно для обеспечения работ в Арктике. «Ермак» долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 — 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ.
Тем не менее, несколько лет спустя, для обеспечения зимнего плавания судов в Архангельск, превратившегося с началом первой мировой войны в важнейший внешнеторговый порт России, о проекте вспомнили. Но Морской Генеральный штаб отверг идею создания судна, способного ломать лед толщиной больше 2 метров. Казной были выделены средства на строительство лишь двух небольших ледоколов. Ведущие специалисты Главного управления кораблестроения прямо заявили, что суда заказываемого типа не справятся с тяжелой ледовой обстановкой Белого моря. Эту точку зрения решительно поддержал морской министр И. К. Григорович. Именно его заявление способствовало положительному решению в непростой конфликтной ситуации. Знаменитая фраза министра запомнилась многим. «Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно».
В начале января 1916 года вопрос решился в пользу заказа на строительство ледокола с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с.. В том же году был заключен контракт с английской фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Кo». Новый ледокол «Святогор» (а именно такое имя былинного богатыря первоначально дали ледоколу) строился с учетом опыта эксплуатации «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.
Работы велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля. К маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений.
3 августа состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро. Там началась погрузка десяти цилиндрических огнетрубных котлов и трех вертикальных паровых машин для машинного отделения ледокола.
И, наконец, 1 октября 1916 года «Святогор» был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. 3 января 1917 года состоялся выход в море под всеми бортовыми машинами с допуском на судно сформированной еще в сентябре 1916 года команды.
Официальные испытания задержались из-за опасности потопления ледокола германскими подводными лодками. Состоялись они только 3 марта. В этот день ледокол вышел в море, но, пройдя всего лишь 15 миль, повернул назад. В рапорте капитан К. К. Неупокоев объяснил свои действия тем, что «ледокол совершенно не слушался руля, уклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны».
Специальная комиссия пыталась доказать, что по своим маневренным качествам ледокол ничем не уступает старшему брату «Ермаку», стаж безаварийной работы которого насчитывал 17 лет. Это же подтверждали и специалисты завода. Пока шла напряженная дискуссия «Святогор» продолжал простаивать в Ньюкасле.
Наконец, после незначительных изменений расположения части высокоточных приборов управления, 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась 1 августа 1918 года — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске, по приказу командования для преграждения пути английским интервентам к Архангельску. Вскоре англичане его подняли, так как достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
Интервенция была предпринята Англией — союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.
Ещё в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был затёрт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Фёдор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. Большевики через Норвегию запросили в Англии «Святогор» в аренду. С помощью «Святогора» «Фёдор Литке» вывел аварийное судно на чистую воду. «Святогор» ушёл в Англию.
В декабре 1921 года советское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. За ледокол необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375000 фунтов). К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен. И в 1927 году его именем и был назван ледокол.
Летом 1928 года «Красину» пришлось принять участие в легендарном спасении экипажа дирижабля «Италия» полярного исследователя У. Нобиле. Он планировал достичь на дирижабле Северный полюс, это предприятие закончилось падением «Италии» среди арктических льдов. В спасательной операции принимали участие экспедиции нескольких стран. Первым к потерпевшим крушение подошёл именно наш ледокол «Красин». Приняв на борт экспедицию Нобиле, на обратном пути «Красин» пришёл на помощь немецкому пароходу «Монте-Сервантес» с более чем 1800 пассажирами на борту, который потерпел аварию, столкнувшись с айсбергом.
В 30-е годы ледокол обеспечивал судоходство на Белом и Балтийском морях, был также научно-исследовательским судном. В 1934 г. он участвовал в спасении челюскинцев, а в годы войны – в проводке полярных конвоев, ледокол использовали и для доставки грузов. Так, в 1942 г. «Красин» входил в состав PQ-15 (полярный конвой).
Тридцать пять лет «Красин» был самым мощным в мире ледоколом. С 1952 по 1959 гг. он проходил модернизацию в ГДР на верфи г. Висмара, до 70-х годов работал в Арктике в качестве плавучей электростанции и научно-исследовательского судна. В 1992 году корабль передали Международному фонду Санкт-Петербурга, в статусе государственного значения памятника истории. К 1996 году был произведён ремонт корабля, после чего «Красин» пришвартовался на набережной Лейтенанта Шмидта, здесь была открыта первая экспозиция. В 2004 году ледокол «Красин» передали Музею Мирового океана, на его борту был организован филиал этого музея в Санкт-Петербурге. А ледокол с легендарным именем «Красин» продолжает колоть льды океана: к порту Владивосток приписан новый, построенный в Финляндии, ледокол.

История корабля полна событий и неразрывно связана с историей России.
31 марта 1917 — поднят Андреевский флаг на ледоколе «Святогор».
01 августа 1918 — затоплен для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску. Был поднят англичанами и до 1921 г. ходил под английским флагом.
Август 1921 — выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина.
03 августа 1927 — ледокол «Святогор» переименован в ледокол «Красин».
16 июня 1928 — ледокол «Красин» становится флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу.
08 октября 1928 — первым из судов морского торгового флота ледокол «Красин» удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.
30 июля — 25 октября 1929 — «Красин» участвует в Девятой Карской экспедиции самой масштабной и переломной операцией на Карском морском пути.
Март-апрель 1933 — Достигает мыса Желания. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании.
17 июля 1933 — ледокол «Красин» — лидер Первой Ленской транспортной экспедиции, в результате которой Якутия получает выход в океан.
22 сентября 1936 — под проводкой «Красина» завершён первый поход боевых кораблей трассой Северного Морского Пути.
18 августа 1937 — ледокол «Красин» отправился к м. Барроу на поиски экипажа летчика С.А. Леваневского.
04 ноября 1941 — ледокол «Красин» вышел в Америку.
26 апреля 1942 — в составе конвоя PQ-15 «Красин» вышел из Рейкьявика на Родину.
05 мая 1942 — конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола «Красин» это было завершением маршрута б.Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль.
Октябрь 1943 — завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке.
1956 — 1960 — капитальный ремонт и реконструкция ледокола. Установлены новые котлы, работающие на жидком топливе.
01 апреля 1972 — ветеран ледокольного флота «Красин» был передан в Министерство геологии РСФСР в качестве научно-исследовательского судна.
20 февраля 1992 — Правительство РФ выдало ледоколу «Красин» охранное свидетельство, как памятнику истории государственного значения.
16 мая 1992 — ледокол-музей «Красин» зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев.
1995 год — на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция.
10 февраля 2004- создан филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин».
31 марта 2007 — 90-летний юбилей ледокола.
2008 год — 80 лет со дня спасения экспедиции У.Нобиле и триумфального возвращения»Красина» в Санкт-Петербург.
31 марта 2012 — 95-летие ледокола.
В 2014 году отправлен на ремонт в город Кранштадт.

Расписание работы музея: по будням — 10.00 — 18.00, выходные — понедельник, вторник, последняя среда каждого месяца.
В музее проводятся обзорные экскурсии. Начало экскурсий: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00.
Экскурсия в машинное отделение (для детей от 14 лет и старше) 13.00 и 15.00 по выходным (суббота, воскресенье).

Ледокол «Красин»
Ледокол «Красин»

Тэги:

Еще нет комментариев

Добавить комментарий