Рейтинг@Mail.ru
Храм Успения Пресвятой Богородицы | OnLocation.ru

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Успенское подворье Оптиной пустыни находится в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, на углу набережной лейтенанта Шмидта и 15 линии.
В конце XIX века на этой территории располагалось подворье Киево-Печерской Лавры. В советское время его постигла печальная судьба, храм был закрыт в 1935 году, разорен, а святыни поруганы. С 1957 года церковь, капитально перестроенная внутри, была превращена в спортивный каток.
В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на бывшем подворье Киево-Печерской Лавры было открыто Успенское подворье монастыря Оптина пустынь. С февраля 1996 года в храме Успения Пресвятой Богородицы возобновились ежедневные богослужения.
15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.
В 1721 году, Троице-Сергиева Лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье, купив «дом Нарышкиных за 13350 рублей, с уплатою посрочно». Но через 35 лет, в 1756 году монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать, выставив дом на продажу. Дом продать не удавалось, и тогда императрица Анна Иоанновна Именным Указом от 10 Апреля 1766 года повелела: «Стоящее в Санкт-Петербурге на Васильевском острову Троицкаго Сергиева монастыря каменное подворье через сие повелеваем отдать к епархии Псковской в подворье…».
Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров), в ту пору — епископ Рязанский (1857), который по воспоминаниям казначея владыки, архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.
В 1854 году временно управляющий Псковской епархией, Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода, а Псковскому архиерейскому дому взамен доходов с подворья выплачивать по 1000 рублей ежегодно. Синод принимает на себя заведывание подворьем. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от Митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской Лаврой. Предложение митрополита удовлетворяло всех. Синод избавлялся от затрат на поддержания в порядке имущества ему не принадлежащего, Псковский архиерейский дом получал вчетверо больше дохода, а для Киево-Печерской Лавры это означало, что у митрополитов Киевских будет « возможность иметь в бытность их в Санкт-Петербурге, для присутствования в Св.Синоде, подобно Московскому Митрополиту, помещение от своей Лавры, не вводя ни Синод в излишние расходы, ни Хозяйственное Управление в особые хлопоты по сей части».
11 июня 1875 года было получено Высочайшее соизволение на продажу без торгов данной земли, на сумму 86000 рублей.
К сожалению, вдохновитель покупки — митрополит Арсений — вскоре после этого умер (1876), и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. А первому настоятелю подворья игумену Иакову пришлось долго и своими силами разгребать полученное «наследство». Киевские митрополиты были наивлиятельнейшими членами Святейшего Синода, их присутствие в столице для решения епархиальных и лаврских дел было необходимым и часто длительным. Соответственно достоинству местопребывания Митрополита Киевского, подворье должно было быть устроено богато и просторно, и украшено всевозможным благолепным убранством и ценными принадлежностями. А между тем все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса, о чем пишет архитектор В. А. Косяков в своем труде «Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской Лавры в Санкт-Петербурге». Он отмечает, что митрополит Иоанникий, для которого подворье было местом его постоянного пребывания, «будучи однако крайне нетребовательным в отношении личнаго комфорта, «мирился с указанными недостатками жилых покоев (перекосившиеся полы, провисшие потолки, подпорки), но был не мало озабочен необходимостью перестроить церковь, по своему устройству совсем не отвечавшую тому наплыву молящихся, какое являлось в праздничныя службы, особенно в дни служения самого Владыки. Действительно… помещение для молящихся… было неудобно съужено в средней части, … что вызывало особенную тесноту при выходе духовенства в известные моменты службы на средину церкви; наконец, при сравнительно малой высоте церкви (примерно 5,7 м.), … отсутствие искусственной вентиляции храма вызывало в большие службы развитие непомерно высокой температуры и нестерпимой духоты».
Озабоченность владыки Иоанникия произвела решительный поворот в судьбе подворья. Начиная с 1886 года, он был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской Лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем, где и обитал лично.
Известны постническое воздержание святителя, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие, изливавшееся в высоком молитвенном вдохновении при совершении Божественной службы. Митрополит Иоанникий был просвещенным покровителем и горячим поборником духовно-миссионерской деятельности, основателем трех духовных журналов.
Митрополит Иоанникий хорошо знал эконома Троицкого подворья на Фонтанке иеромонаха Феогноста (там тоже кипела стройка, и эконом частенько бил челом Синоду по всевозможным случаям), и в 1892 году походатайствовал о его переводе в братство Киево-Печерской Лавры, а в действительности — в настоятели Санкт-Петербургского подворья, с возведением в сан архимандрита. Также хорошо знал владыка и архитектора В. А. Косякова (тот как раз тогда строил в Петербурге в Галерной гавани храм Милующей Божией Матери, в память коронации императора Александра III). Этим двум людям было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.
И вот в апреле 1894 года духовный собор Киево-Печерской Лавры слушает доклад настоятеля подворья архимандрита Феогноста митрополиту Иоанникию, о бедственном состоянии подворья и проекте его перестройки. В докладе описаны и неустройство помещения церкви и духота и теснота ее, и неустройство алтаря, как должно, и обветшавшие стены, которые зимой промерзают настолько, «что Вашему Высокопреосвященству не было возможности заниматься делами в кабинете, несмотря на сравнительно несильные холода настоящей зимы, и простилку пола войлоком и коврами и накладку на окна ватных подушек». Дальше архимандрит Феогност пишет о том, что «петербургское население стало весьма религиозно, а между тем храмов в Петербурге весьма мало, так что самое лучшее — это устроить при подворье поместительный храм с главами и хотя бы небольшим звоном, освятив его в честь Успения Богоматери». И дальше архимандрит предлагает на рассмотрение митрополита Иоанникия особо им отмеченный проект «талантливаго, хотя и молодаго, архитектора, гражданскаго инженера Косякова».
К своей положительной резолюции на этот доклад митрополит Иоанникий добавляет и 20000 рублей от себя лично.
Поразительно короткие сроки, отведенные на возведение — без бетономешалок, автокранов и экскаваторов — нового храма (точнее, целого храмового комплекса) не удивили ни лаврское, ни синодальное, ни тем паче Высочайшее начальство. Причем одновременно Лавра реставрировала и свою Великую Церковь, что также требовало немалых расходов. Однако благочестивая ревность святителя Иоанникия воодушевила всех, а в то благословенное время в России, и именно русские, православные люди умели — как свидетельствуют архивные документы — разумно вести дела, успешно руководить работами, талантливо созидать и крепко строить.
15 августа 1895 года архимандритом Феогностом при закладке церкви был совершен чин освящения. 18 декабря 1897 года митрополит Киевский Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.
Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.
Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.
Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.
После революции Успенский храм стал приходским (настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

Полное наименование: Свято-Успенское подворье ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2.

Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы

Табличка: Памятник Архитектуры. Подворье Киево-Печерской Лавры. Здание построено в 1895-1900 гг. гражданским инженером В.А.Косяков. Охраняется Государством.

Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Подворье Киево-Печерской Лавры
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы

Тэги: ,

Еще нет комментариев

Добавить комментарий